.

Старинное поморское селение Хабарово в проливе Югорский Шар, в 1934 году превращённое в исправительно-трудовой лагерь. Еще в начале XX века здесь находился старообрядческий скит; позднее в Хабарово обосновались торговая фактория купца Сибирякова и норвежский склад. Об этом селе можно найти упоминания в материалах почти всех экспедиций, начиная с XVII века (в том числе путешествия Ф.Нансена на «Фраме»). Этот поселочек был перевальным пунктом многих экспедиций. Он повидал и Седова, и Нансена, и Норденшельда, и Толля, и других славных полярных исследователей.

В 1930 году, по воспоминаниям велопутешественника Глеба Травина, Хабарово было единственным поселением на всём Югорском полуострове. Тут находились фактория Госторга, склад, несколько избушек и часовня. На зиму в Хабарове оставались только сторож да пекарь. Пекарня работала круглый год, снабжая сухарями и мороженым хлебом население Большеземельской тундры. В 1932 году в Хабарово совершил аварийную посадку экипаж авиатора Бруно Фариха, ориентировавшийся при посадке на крест поселковой церкви.

С 1933 года геологами Вайгачской экспедиции под руководством В. П. Виттенбурга велась разведка в районе Амдермы и Хабарово. Первые анализы показали, что в районе Амдермы находятся крупнейшие в СССР залежи плавикового шпата с запасами 3 000 000 тонн. Тогда было принято решение о строительстве на берегу пролива Югорский Шар морского порта для выхода воркутинских углей в Арктику. Строительство и оборудование пристани в становище Хабарово к навигации 1934 года взял на себя начальник Вайгачской экспедиции ОГПУ А.Ф.Дицкалн. Вскоре после этого в Хабарово начали строить также и узкоколейную железную дорогу, а в 1939 году приступила к работе новая полярная станция.

В 1941-1944 годах регион представлял собой особую стратегическую ценность. 17 августа 1942 года неподалёку от Хабарово у острова Матвеев немецкая подводная лодка атаковала два буксирных парахода с баржами, на которых находились заключенне лагерей "Норильстроя", направляющиеся на работу на объект (немцы приняли их за солдат). Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 либо утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В августе 1944 года неподалёку от Хабарово был подбит крупный параход "Марина Раскова".

В 1947 году посёлок Хабарово, в силу близкого расположения к Салехарду, имел отношение к стройке под №501 МВД – так называлось строительство участка северной железной дороги протяжённостью 700 километров – от Салехарда до реки Пур. С 1951 году в 10 километрах от посёлка была создана полярная станция "Белый нос", на которой велись метеорологические и гидрологические наблюдения. Сейчас это единственное место на берегу, в котором живут люди - 4 человека.

От самого Хабарово осталось немного – несколько строений, сараи с большими проемами, как под огромные окна, заборы и остатки лагеря ГУЛАГа: колючая проволока на покосившихся столбах, колченогие вышки, пара бараков. По словам капитана теплохода «Амур-2520» Н.В. Маркова, "Поселок Хабарово, видно, был когда-то большим. В 90-е годы все забросили: дома, технику. Полярные станции позакрывали. Лишь одна — на выходе из Югорского Шара — вроде функционирует".